понедельник, 7 апреля 2014 г.

Игры в математику

   Девочки болеют: то зубы и температура под 40, то падение и трещина в локтевом суставе… Скоро уже апрельская игра, а мы так и не написали ни про математику, ни про театр…
    Сегодня бежим за уходящим поездом и рассказываем про математику. 

   Математику я люблю и играем в нее много с самого рождения. Сейчас темпы поугасли: к пяти годам стало ясно, что растет творческая личность, и моя тяга к естественно-научным играм уже не вызывает бурного восторга и желания играть и играть. В основном мы играем в покупные игры. Занимаемся с 3 лет по пособиям Игралочки и школы 2100. В Игралочке есть в продаже готовый весь раздаточный материал – мне это очень удобно. Есть у нас и блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с тетрадями. Сложи узор Никитина.
   В нашей семье классические игры по этим пособиям не пошли. Надя с рождения отказывается делать что-либо по инструкции. Самыми первыми играми с палочками, блоками и кубиками стали стройка и раскладывание. Мы сортировали весь этот материал по цветам, формам и размерам. Использовали их в строительстве наших городков из конструктора Томик. Попутно запоминали цвета и формы. К 2,5 годам дочь знала все названия и свойства фигур и могла принести нужную по заданным свойствам. Но играть по правилам, предложенным в методических пособиях к этим материалам, она отказывается.
   Как мы учили цифры. Таблицы Зайцева мне понравились. И я сделала в обычном  word’е их замены: одна цифра – один лист, от 1 до 50. Вывешивала на стену по одному листу в день. Потом изготовили маленькие карточки (просто напечатали несколько листов на один и разрезали). Карточки мы до сих пор раскладываем на полу – строим числовой ряд.

   Учимся складывать. Складываем мы все подряд: конфеты, печенья, яблоки, тарелки, носки и многое другое. Делаем это каждый день по ходу жизни. Из настольно-напольных занятий считаем лего-кубики. Для этого изготовили опять-таки карточки с примерами. Выбираю несколько и мы строим башни.

   Вообще увлечение карточками было у молодой мамы. Практически все из них сделаны в декретном отпуске. Потом стало мало времени на все это и чаще всего стали использовать просто чистый лист бумаги. Пишу на нем нужный пример, решаем его и после игры все выкидываю. Согласна, что кощунство так использовать бумагу. Но что есть. Из вариантов или так или неизвестно когда по многоразовым карточкам, выбрала так и сейчас.
   Еще у нас есть карты последовательностей от 1 до 20. Прямой и обратный счет. Нужно определить какой цифры не хватает, найти ее в банке цифр и поставить.

  Лото. А как же, без него никуда. Примерно с 3 до 3,5 лет Надя очень любила геометрическое лото. Делали мы его сами. В магазине не нашли подходящего. Хотелось, чтоб и фигур много было, и цветов побольше. Вот такое получилось у нас, раскрашивали красками (акварель 24 цвета), ламинировали скотчем.  Играли так: маленькие карточки в стопку картинками вниз. Большие карты раздаем игрокам.  Ведущий достает карту, показывает ее и называет форму и цвет (выучили множество фигур и оттенков). У кого есть, должен попросить ее и накрыть. Играем до тех пор, как все накроют фигуры в больших картах. Такие правила были нам удобны в том возрасте и при том развитии наших коммуникационных навыков.

   А есть еще такой вариант.

   Скрепки. Среди игр последнего года преобладают творческие. Надя почти ничего не хочет делать, кроме рисования и лепки. Все развивалки по подготовке к школе идут со скрипом. Купили коробку со скрепками. Наде понравилось собирать их в цепочки и делать бусы и браслеты, чтоб играть в магазин украшений. Мама подумала и стала играть капризного клиента, которому подавай только ручную работу и только по индивидуальным заказам. Так появились заказы на украшения определенных цветов (точнее определенной цветовой гаммы, потому что заставить мастера делать что-то однотонное оказалось сложно). Итак, клиент выбирает 2-3 цвета и количество скрепок каждого цвета, тип украшения (бузы, браслет, серьги). Мастер создает украшение на свой вкус. Если заказывают комплект, то количество скрепок в каждом элементе украшения оговариваем отдельно, записываем в лист заказа и ждем исполнения.
   Есть идея использовать палочки Кюизенера в качестве денег в наших играх в магазин. Думаю должно быть удобно. Можно легко себя проверять и при выставлении счета на несколько покупок (сложение) и при выдаче сдачи (вычитание). Причем проверять и продавцу, и покупателю. Но пока мы еще не опробовали на практике. 

Участвую в проекте ИГРАнаУРА   
 
И еще я не знаю, как этим поделиться (если конечно найдется кто-то, кому это нужно). Файлы все в формате  word, страниц много.

2 комментария:

  1. Очень интересно!Спасибо вам за подробное описание) хотелось бы картинок) если можно перешлите мне на почту kopanevatanya19@gmail.com буду очень благодарна!

    ОтветитьУдалить
  2. у вас замечательные игры. Я бы тоже не отказалась от ваших карточек, если можно))) akimova-tania@mail.ru

    ОтветитьУдалить